Не принуждай брата своего пить вино до опьянения, хотя бы издавна он
вкушал, ибо корабль строится долгое время, а сокрушается мгновенно от
одного удара. Укоризна человеку — упиваться вином; видев многих, никого
не нашел я подобных упивающемуся. Человек, упивающийся вечером, делает и
говорит, что не должно, и поутру раскаивается, но если опять сыщет
вино, снова поступает так же. Не пей вина до упоения,
возлюбленный, хотя бы и упрашивали тебя находящиеся с тобой друзья, ибо
если одолеет тебя вино, то упрашивавшие тебя прежде всех соблазнятся
тобой. Не пей вина наедине с братом, о котором идет худая молва; не шути
с невеждой, никого не поноси. Соблюдай себя чистым, избегай пиров,
чтобы не болезновать об этом при конце жизни. Не пей вина до упоения в
угождение людям, ибо тогда будет тебе великий стыд, когда найдут тебя
упившимся. Блажен, кто не упивался вином как распутный, но всегда
увеселяется памятованием о Господе, Kоторым непрестанно увеселяются все
святые. Горе тому монаху, который, погубив благоговение, мужается в вине
! (см. Сир. 31, 29). Если не будет он трезвиться, то при конце своем
должен горько мучиться. Не прельщайся, брат, пресыщением чрева и не
упивайся вином, от которого бывает распутство (Еф. 5, 18). Ни в чем нет
тебе пользы, кроме одного — исполнять волю Господню. Kто любит упиваться
вином, тот утратит многое: говорит и делает он, чего не должно,
богатство свое, как чужое, расхищает и отдает врагам — потому что
упоение омрачило его ум. Не пей вина до опьянения, иначе сердце твое с
неистовством устремится к удовольствиям. Бойся вина, чтобы не одолело
тебя и не стать тебе обнаженным от добродетелей, как обнажен был древний
праведник. Знаешь ли силу вина ? Если нет, слушай, я скажу тебе. Ной
был муж праведный, святой, благолепный в роде сем, который сам себя
растлил. Ной сподобился даже слышать от Бога глаголы и похвалу своему
благочестию, потому что Бог сказал ему: Тебя увидел Я праведным предо
Мною в роде сем (Быт. 7, 1). Но этот же праведник, превозмогший потоп
водный, уснув, был побежден жалким вином. Необъятные воды не преодолели
его, а ничего не стоящее вино во сне обнажило тело праведника, снова
сделавшегося патриархом родов. То же вино разграбило во сне и праведного
Лота, потому что татски через дочерей похитило у него
противоестественное зачатие. Так праведных и святых не пощадило вино, не
тем ли паче одолеет тебя, ничтожного ? Во всякое время бойся вина,
юный, потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь
худого желания. Не расслабляй тела своего винным воспламенением, чтобы
не напали на тебя лукавые помыслы и самые худые мысли. Хотя и соблюдешь
себя от телесного общения, но будешь участвовать в деле худой мыслью,
приобщившись тени и идолу того же греха. А если занят ты этим идолом,
этой тенью и мыслью, беседуя ли о чем, делая что, то всякий раз будешь
раскаиваться, то есть станешь, созидая, всегда разорять. Kто вкушает
жертву, принесенную в честь демона, тот беспрекословно делается
достоянием демонов. Kто вкушает хлеба небесного, тот, без сомнения,
делается небесным. Это показывает нам на себе и вино, которое и того,
кто пьет его, делает себе подобным. Весьма ненавидит оно того, кто любит
его, потому что приводит в опьянение, делает безумным и смешным. Это
показывает нам на себе и свет, который и око делает, подобно себе,
светлым. При свете око видит наготу и уцеломудривает воздержного. Вино
произвело обнажение, потому что не умеет щадить и целомудренных. В
оружие злокозненного облекся Единородный, чтобы тем же оружием, которым
умертвил он, возвратить и жизнь. Древом умерщвлены мы, древом и спасены;
вино нас обезумливает, вином мы и уцеломудрены.
Комментариев нет:
Отправить комментарий