суббота, 17 мая 2014 г.

«ВИНО»

Не принуждай брата своего пить вино до опьянения, хотя бы издавна он вкушал, ибо корабль строится долгое время, а сокрушается мгновенно от одного удара. Укоризна человеку — упиваться вином; видев многих, никого не нашел я подобных упивающемуся. Человек, упивающийся вечером, делает и говорит, что не должно, и поутру раскаивается, но если опять сыщет вино, снова поступает так же. Не пей вина до упоения, возлюбленный, хотя бы и упрашивали тебя находящиеся с тобой друзья, ибо если одолеет тебя вино, то упрашивавшие тебя прежде всех соблазнятся тобой. Не пей вина наедине с братом, о котором идет худая молва; не шути с невеждой, никого не поноси. Соблюдай себя чистым, избегай пиров, чтобы не болезновать об этом при конце жизни. Не пей вина до упоения в угождение людям, ибо тогда будет тебе великий стыд, когда найдут тебя упившимся. Блажен, кто не упивался вином как распутный, но всегда увеселяется памятованием о Господе, Kоторым непрестанно увеселяются все святые. Горе тому монаху, который, погубив благоговение, мужается в вине ! (см. Сир. 31, 29). Если не будет он трезвиться, то при конце своем должен горько мучиться. Не прельщайся, брат, пресыщением чрева и не упивайся вином, от которого бывает распутство (Еф. 5, 18). Ни в чем нет тебе пользы, кроме одного — исполнять волю Господню. Kто любит упиваться вином, тот утратит многое: говорит и делает он, чего не должно, богатство свое, как чужое, расхищает и отдает врагам — потому что упоение омрачило его ум. Не пей вина до опьянения, иначе сердце твое с неистовством устремится к удовольствиям. Бойся вина, чтобы не одолело тебя и не стать тебе обнаженным от добродетелей, как обнажен был древний праведник. Знаешь ли силу вина ? Если нет, слушай, я скажу тебе. Ной был муж праведный, святой, благолепный в роде сем, который сам себя растлил. Ной сподобился даже слышать от Бога глаголы и похвалу своему благочестию, потому что Бог сказал ему: Тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем (Быт. 7, 1). Но этот же праведник, превозмогший потоп водный, уснув, был побежден жалким вином. Необъятные воды не преодолели его, а ничего не стоящее вино во сне обнажило тело праведника, снова сделавшегося патриархом родов. То же вино разграбило во сне и праведного Лота, потому что татски через дочерей похитило у него противоестественное зачатие. Так праведных и святых не пощадило вино, не тем ли паче одолеет тебя, ничтожного ? Во всякое время бойся вина, юный, потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого желания. Не расслабляй тела своего винным воспламенением, чтобы не напали на тебя лукавые помыслы и самые худые мысли. Хотя и соблюдешь себя от телесного общения, но будешь участвовать в деле худой мыслью, приобщившись тени и идолу того же греха. А если занят ты этим идолом, этой тенью и мыслью, беседуя ли о чем, делая что, то всякий раз будешь раскаиваться, то есть станешь, созидая, всегда разорять. Kто вкушает жертву, принесенную в честь демона, тот беспрекословно делается достоянием демонов. Kто вкушает хлеба небесного, тот, без сомнения, делается небесным. Это показывает нам на себе и вино, которое и того, кто пьет его, делает себе подобным. Весьма ненавидит оно того, кто любит его, потому что приводит в опьянение, делает безумным и смешным. Это показывает нам на себе и свет, который и око делает, подобно себе, светлым. При свете око видит наготу и уцеломудривает воздержного. Вино произвело обнажение, потому что не умеет щадить и целомудренных. В оружие злокозненного облекся Единородный, чтобы тем же оружием, которым умертвил он, возвратить и жизнь. Древом умерщвлены мы, древом и спасены; вино нас обезумливает, вином мы и уцеломудрены.

Комментариев нет:

Отправить комментарий