суббота, 24 мая 2014 г.

«Церковь из язычников, сперва бесплодная, будет иметь гораздо больше чад, нежели имела прежде синагога»

У Исаии: «возвеселися, неплоды нераждающая, возгласи и возопий, нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа. Рече бо Господь: разшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, продолжи ужя твое и колие твоя укрепи. Еще на десно и на лево простри; и семя твое языки наследит и грады опустевшия населиши. Не бойся, яко посрамлена еси, ниже устыдися, яко укорена еси, понеже срамоту вечную забудеши» (54, 1–4). Так и у Авраама, когда родился от рабыни первый сын, Сарра оставалась еще долго бесплодною и уже поздно, в старости, родила по обетованию сына Исаака, который был прообраз Христа. Так и Иаков взял две жены, старшую Лию, болевшую глазами и служившею образом синагоги, и меньшую – красивую Рахиль, прообразовавшую Церковь. Рахиль долго оставалась бесплодною и потом родила Иосифа, который и сам был прообраз Христа. В Первой книге Царств (1, 2) читается также, что Елкана имел две жены: Феннану, имевшую детей, и Анну, сначала бесплодную, но потом родившую Самуила, не по обыкновенному порядку рождений, но по Божию милосердию и обетованию, данному ей в то время, когда она молилась в скинии, и – родившийся от нее Самуил был прообразом Христа. В той же Первой книге Царств читается еще, что «неплоды роди седмь, и многая в чадех изнеможе» (2. 5). А семь сыновей означает семь Церквей. Почему и Павел написал послания к семи Церквам, и в Апокалипсисе (1, 4) упоминается семь Церквей, чтобы выдерживалось седмиричное число; так как и дней сотворения мира Богом семь, и Ангелов предстоящих и пребывающих пред лицем Божиим, по словам Ангела Рафаила в книге Товита (12, 15), семь, и светильник в скинии свидения седмисвещный (Исх.25:31), и очей Божиих, назирающих мир, семь, и камень у Захарии имеет семь очей (Зах.3:9), духов семь, и светильников в Апокалипсисе (1, 21) семь, и столбов, на которых по Соломону (Притч.9:1) премудрость основала дом, семь.