воскресенье, 13 марта 2016 г.

Видение Григория, ученика Святого и Богоносного отца нашего Василия Нового Цареградского

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Однажды, когда я сидел в келлии моей и сокрушался о согрешениях моих, пришла мне мысль и сильно стала занимать мой ум. Мне думалось, что глубока и искренна вера иудеев, так как Авраам друг Божий называется в Писании, и Исаак праведен пред Богом, Иаков — отец двенадцати патриархов, и Моисей — великий угодник Божий. Знамениями и чудесами поразил египтян. Как же не искренна вера иудеев, если они получили Закон Божий на горе Синайской в десятословии, научились разделять добро и зло, если Бог через Моисея разделил Чермное море израильтянам и вывел из рабства египетского, манной в пустыне питал их?


Я прочие книги Ветхого Завета прочитал и, долго боровшись с этими мыслями, наконец, пришел сам в себя. Зачем попусту заниматься суетными помыслами, ведь есть у меня отец духовный, исполненный духовного дарования. Пойду и открою свою мысль ему, и он рассудит о сем. Ведь мне хорошо известно, что исповедующий мысли свои отцу духовному принимает облегчение от борющего его помышления. А кто скрывает помыслы в сердце, тот таит в себе змия и не Христов, но антихристов.Встал и пошел к отцу моему Василию.

В тот день были назначены конские бега, и по этому случаю собрался народ со всего города на ипподром. А я уже много лет не ходил на это развлечение, памятуя грозное слово Иоанна Златоуста. И вот, когда подошел к собравшемуся народу на месте Диоптим, то пришла мне мысль посмотреть, был ли первый бег коней. Увлекшись такою мыслию, я остановился и посмотрел бегущих лошадей.

Когда пришел к Преподобному отцу нашему Василию, то нашел его в молчальной келлии, стоящего на молитве. Вошел я к нему сделавши обычный поклон. Он же благословил меня, и, помолившись со мною, строго сказал мне: «Вот, пришел ко мне человек, который, прочитав книги Ветхого Завета, восхвалять начал иудеев, говоря — глубока и искренна вера иудеев; не разумея Писания — истинного смысла его. Оставил плач о грехах и размышление о смерти, и о Страшном Суде Христовом. И не только это, но и на ипподром зашел, где неразумные люди своим легкомыслием радость диаволу доставляют. Поэтому диавол тебе внушил такие мысли и дважды тебя низложил!»
Услышав такое обличение себе от богомудрого старца Василия, я мысленно поклялся никогда не посещать сего диавольского зрелища.

Святый продолжал: «Скажи мне, почему ты думаешь, что хороша и истинна вера иудеев?»

Я же затруднялся дать соответствующий ответ. И еще сказал мне святый Василий, что значат слова, сказанные Господом во Святом Евангелии: кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

— «Видишь из сих слов, что нет пользы верующим в Отца, Сына же отвергшимся.
И еще сказал Господь к иудеям: Не познали ни Отца, ни Меня. Если они Его видели на сонмищах учившим их и многочисленные чудеса совершающим и не признали Сыном Божиим, а Отца Небесного, Его же никогда не видели, как могут хорошо познать?
Говорил Иисус иудеям: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. И еще говорил: Се, оставляется вам дом ваш пуст.
Видишь ли, что Бог их окончательно отверг и рассеял по всей земле, между всеми народами, и самое имя их сделал ненавистным среди народов Вселенной.
И опять говорил Господь: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха... а теперь и видели, и возненавидели и Меня, и Отца Моего.
Точно также о смоковнице сказал Господь во Святом Евангелии, когда взалкал и подошел к ней и не нашел плода на ней, предав ее проклятию, сказал: Да не будет же впредь от тебя плода вовек. Под смоковницею разумеется народ еврейский.
Пришел Сын Божий, алчущий правды, и не нашел в народе еврейском плода праведности. Хотя этот народ и прикрывался Законом Божиим, данным через Моисея, но плодов праведности не приносил, — за что подвергся проклятию и отвержению. Прежде пришествия Христова вера евреев была действительно права и хороша и Закон свят. Когда же пришел в мир Христос — Сын Божий, Которого евреи не приняли и беззаконно на Кресте распяли, то вера их в Бога отвергнута, и народ предан проклятию.
Вместо Ветхого Завета Бог заключил Новый Завет, не с иудеями, как прежде, а в лице верующих в Сына Божия со всеми племенами земными.
Иудеи же, не принявшие Сына Божия, ожидают лжемессию — антихриста. В доказательство сего пред кончиною пророку Моисею Бог сказал: Вот ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов... и оставит Меня, и нарушит Завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев Мой на него... и Я оставлю их и сокрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби.
Через пророка Исайю Бог говорил: Отвергну жезл Мой великий, то есть

Закон, данный евреям через Моисея, и разорю их разорением великим, отвергну их до конца и не обращуся к ним.

Вот видишь, чадо Григорие, как отвергнуты они от Бога, и Закон их уже не имеет пред Богом никакого значения. После пришествия Христова не было у евреев ни одного пророка или праведника. Пророк Давид говорил: Отринуты они — уже более не восстанут. И еще говорил: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его.


Воскресе Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, в третий день от мертвых, а после сорока дней вознесся на Небо и воссел человеческим естеством одесную Бога Отца. В Пятидесятый день после Воскресения Своего ниспослал на Своих учеников и Апостолов Святаго Духа; когда они разошлись по всей Вселенной, проповедывать слово Божие, постиг евреев праведный Суд Божий. Иерусалим был разрушен до основания, потом все евреи по всем разогнаны странам Вселенной. И всем народам ненавистен этот отверженный род иудейский, богоубийцы.


Святой Иоанн Богослов в Откровении говорит о них, что иудеи уже не сонм Израилев и сыны Божии, и не народ святой, — но народ проклятый, и непотребный, и отверженный — сонмище сатанинское. Когда они в субботу собираются в синагогу, то нет Господа среди них, но сатана среди них радуется и веселится о их гибели, что они отвергли Сына Божия. Сделались виновниками в пролитии крови Сына Божия; заклеймили себя позорнейшим именем богоубийцы. Взял их сатана в наследство свое и запечатал их мерзким именем своим. Они сыны диавола, и удел лживый и мерзкий деятельности его, и часть антихристова. До отвержения ими Сына Божия, они сыны Царствия были. Ныне же изгнаны вон из вертограда Христова и вместо них введены все народы, верующие во Святую Троицу. Новый Израиль — народ христианский, сыны Нового Завета и наследники будущих, вечных небесных благ.


Так и знай, чадо Григорие, если кто не верует, что Иисус Христос действительно Сын Божий, пришедый в мир, в мир — грешников спасти, тот человек проклят. Если же кто и верует во Святую Троицу, а не исповедует, что Христос воплотился от Пресвятой Девы Марии, и был совершенным Богом и совершенным человеком, и даровал нам Своим Крестом жизнь, Воскресение, и спасение, и примирение, и правосудие Отца Небесного, тот лишается благоволения Божия, подвергается осуждению, проклятию, вечному мучению вместе с иудеями и безбожниками», — сказал сие и замолчал.

Я же стал умолять его, говоря: «Прошу тебя, святый Василий, помолись о мне Господу, да пошлет Он мне какое-нибудь знамение и утвердит этим мое маловерие».

Он же сказал: «Многого ты, чадо Григорие, просишь от меня. Знай, что Господь не желает смерти грешника, но хочет всем спастися и уразуметь истину. Если с верою просишь, все тебе исполнит». — И отпустил меня с миром.


ЧУДНОЕ ВИДЕНИЕ

В первую ночь по возвращении моем от блаженного Василия, когда я после продолжительной и усердной молитвы почивал на одре своем, вижу, входит святый Василий, берет меня за руку и говорит: «Не говорил ли я тебе, что евреи прокляты Богом? Иди теперь со мной, и я покажу тебе веру каждого народа и какую цену она имеет пред Богом».


И взял меня, и пошел на Восток, и облак светлый окутал нас и поднял на высоту небесную. И вот я увидел чудный, прекрасный мир. Много увидел и удивлялся красотою его. Внезапно нас облак опустил, и мы оказались на некоем пространном и дивном, красоты неземной поле. Земля этого поля была светла, как стекло или хрусталь чиста и прозрачна. И видны были с этого поля все концы Вселенной. Парили же по сему полю полки светлых и прекрасных огневидных юношей, сладкозвучно поющих песни Божественные и славословящих в Троице Единого Бога.


Потом пришли мы на некоторое страшное место, светящееся огненным светом, и мне подумалось, что меня привели сжечь. Но это был не огнь, а свет, подобный огню. Среди этого света — множество крылатых юношей, одетых в белоснежные одежды. Они ходили и кадили невещественный жертвенник Божий.

Вдруг мы оказались при высокой горе, на которую поднялись с великим трудом, и велел мне святый Василий смотреть к Востоку, и я увидел другое поле, весьма великое и блистающее, как золото на солнце. Когда я увидел это поле, то неизреченной радости исполнилось мое сердце. Еще посмотрев на Восток, я увидел город чудный, красоты неизреченной и весьма великий. Я восхищался много часов и стоял в изумлении, потом спросил я водившего меня: «Господин мой, скажи мне, что это за чудный город?» Он же сказал мне: «Это Иерусалим Небесный — город Царя Небесного. Нерукотворенный, столь обширный, как круг небесный построен». И спросил я: «Кому принадлежит сей город и кто живет в нем?» Он сказал: «Это город великого Царя, о котором чудесно предсказал Давид; создал его Господь наш Иисус Христос по окончании Своей земной жизни и после Своего чудесного Воскресения, а по Вознесении Своем на Небеса к Богу, Отцу Своему, приготовил его святым Своим ученикам, и Апостолам, и тем, кто через проповедь их уверовал в Него, как сказал Сам Господь в Евангелии Своем: В дому Отца Моего обители многи суть. Затем явился чудный юноша, спустился с высоты небесной на холм среди города сего дивного, говоря: «Вот Суд и Воскресение мертвых будет и воздаяние каждому от праведного Судии наступит».
И после слов сего юноши с высоты небесной огненный столп сошел, и раздался голос страшный, как тысяча тысяч громов. Это содетельная и всемогущая сила Божия, которая соберет всякое творение. И сошел после сего 
могущественный голос на все кости человеческие, да соберется кость к кости, сустав к суставу, член к члену, повинуясь сей содетельной Божией Силе.

Начали по всей Вселенной собираться человеческие кости, и вся земля представляла из себя одно целое кладбище, наполненное сухих скелетов человеческих.

После того спустился с высоты небесной дивной красоты юноша, держа золотую трубу в руке, и с ним двенадцать юношей. Каждый имел по золотой трубе. Когда же сошли на землю, то вострубил пред ними славный их Воевода грозно, и страшно, и могущественно. Глас трубы его слышен был по всей Вселенной, и вся земля, как лист на дереве, сотряслася. И вот сухие кости облеклись плотию, но жизни не было в них, и вторично вострубил славный и величественный Воевода и двенадцать юношей. Земля весьма вострепетала и всколебалась.

И в тот же час сошли многочисленные воинства Ангелов, как песок морской. И каждый Ангел вел душу умершего человека, которого он при его временной жизни охранял, и каждая душа направлялась к своему телу. Все Ангелы вострубили в третий раз, и ужаснулось Небо и земля, и все вострепетало, как трепещет лист на дереве от сильного ветра. И все мертвые воскресли, соединились души с телами. Возраста все были равного, как старцы, так и младенцы. Восстал от мертвых праотец Адам с Евою, все патриархи, пророки, родоначальники со всеми племенами и коленами стояли по всему лицу земли в тесноте.

Многие неверовавшие тайне Воскресения весьма дивились и ужасались: как это персть и пепел снова восстали, все сыны Адамовы целыми и живыми после долгого праха и тления.

Неверующие в Сына Божия ужасались и трепетали, видя лица праведников сияющие, как звезды небесные, сообразно их святости и степени совершенства. По слову Апостола Павла, звезда от звезды различается славою. У некоторых праведников лица сияли как солнце в полдень, у других, как луна среди темной ночи, а у иных, как свет дневной. У всех праведников книги в руках молниеносного света. Там записаны все их добродетели, труды и подвиги, понесенные для очищения сердца от страстей, и надпись на челе каждого праведника, свидетельствующая о славе каждого. У некоторых написано: «пророк Господень», «Апостол Христов», «проповедник Божий», «мученик Христов», «Евангелист-исповедник», «нищий духом», «покаянием угодивший», «милостивый», «щедрый», «чистый сердцем», «изгнанный ради правды», «странноприимец Господень», «нищету и болезни перенесший», «пресвитер», «девственник», «положивший душу свою за друга своего», и другие многоразличные добродетели.

Таким же образом было знамение и на лицах грешников. Некоторые из них имели лица мрачные, как темная ночь, у иных, как сажа, у других, гнию
щие струпья, у некоторых, как вонючая тина. У других лица покрыты гноем и кишат отвратительными червями, глаза горят злобными огнями.

Грешники, видя славу праведников и свое непотребство и окаянство, в ужасе и страхе говорили друг другу:
«Горе нам лютое, вот и пришел последний день Второго Пришествия Господня, о котором мы слышали много от праведников и евангелистов прежде кончины нашей. Но мы по легкомыслию не верили и всем сердцем предавались сластолюбию, любостяжанию и гордости житейской, смеялись, издевались над праведниками Святаго Евангелия. О, горе нам, безумным. Мы за минуту сладости греха, мимолетные удовольствия плоти лишились Славы Божией. Облеклись страхом вечным, стыдом. О, лютое горе нам, грешным, несчастным и омраченным. Господь предаст нас на вечную нестерпимую муку. О, горе нам, несчастным, только теперь мы узнали стыд и наготу нашу, открытую пред Небом и землей и пред лицем всех земнородных. Настал час — час истинной оценки добродетели и порока во временной жизни. Мы умели лгать, прикрывая грубые пороки личиной праведности, громко трубили пред собою о тех добродетелях и совершенствах, которых в душе не имели. Томясь жаждой сластолюбия и честолюбия, мы всякими лживыми путями стремились удовлетворить ненасытное сластолюбие и честолюбие и не останавливались ни пред какими злодеяниями и преступлениями. Явно и тайно проливали потоки невинной крови человеческой. И несмотря на все творимые ужасы и преступления, считали себя благодетельными.

В этот день страшный Суда Божия, который мы дерзко, и безстыдно, и безстрашно отвергали и отрицали, откроется наша преступность, лицемерие. О, сколько мы загубили невинных детских душ, отравив их ядом неверия и безбожия. Мы были предводителями, и богоотступниками, и усердными слугами сатаны.

О, горе нам, несчастным гордецам, мечтавшим все познать своим разумом и безумно отвергавшим высочайший разум Божий. О, как мы жестоко ошибались, издеваясь и смеясь над верой боголюбивых последователей Христовых. Мы в ослеплении служили диаволу, угождая похоти плоти.

А служители Христовы злострадали, изнуряли свою плоть подвигами благочестия. Они здесь сияют, как солнце, а мы сгораем от вечного стыда и наготы. О, горе, горе нам, окаянным и несчастным. О, горе нам, вечное горе наследникам ада».

Много других слов говорили безбожники, еретики, вольнодумцы, богоотступники, нераскаянные грешники, укоряя себя и проклиная день и час рождения своего, ожидая строгого и справедливого приговора от праведного Судии, в ужасе взирая друг на друга. Все они видели надписи на челах своих: «убийца», «прелюбодей», «блудник», «сквернитель», «вор», «чародей», «пияница», «мятежник», «святотатец», «кощунец», «хищник», «мужеложник», «скотоложник», «детогубец», «душегубец», «развратитель», «злопамятлив», «завистник», «клятвопреступнк», «скоморох», «смехотворец», «суровый», «гневливый», «немилостивый», «сребролюбец», «лихоимец», «неудержимо творивший всякий грех и беззакония», «наглый отрицатель Воскресения и жизни будущей», «еретик», «арианин», «македонянин», — и все не крестившиеся во Святую Троицу и после крещения согрешившие и не принесшие истинного покаяния, и от временной жизни отошедшие в вечность нравственно неисправленными.

Все они в страшном ужасе взирали друг на друга и горько стонали, били себя по лицам и в безумии своем рвали волосы на своих головах, издавая страшный стон и проклятия. Евреи прежде Суда стояли как безумные и лишенные разума, многие говорили: «Кто Бог, кто Христос?.. Мы не знаем. Мы многим богам служили, и если они воскресли, то хорошо нам будет, так как мы старались во временной жизни добре угодить. А поэтому они должны почтить нас».
После я увидел, как чины Сил Небесных сходили с высоты небесной и воспевали сладостно чудную песнь небесную, неся посреди себя Крест деревянный, сияющий светом славы небесной паче лучей солнечных. И принесши, поставили его на Престоле, уготованном для Праведного Суда.

И виден был сей Крест всей Вселенной, и весьма удивлялись все народы необыкновенной красоте Креста Господня.
Иудеи увидели, ужаснулись и вострепетали великим страхом и ужасом, зря знамение Распятого ими Христа. В отчаянии стали рвать волосы и били себя по лицам, говоря: «О, горе нам и беда великая, не доброе знамение видели. О, горе нам, окаянным. Это знамение Распятого нами Христа. Если Он придет судить, то горе нам. Много мы Ему причинили зла, не только Самому, но и верующим в Него». Так иудеи говорили и рыдали.

Сказал водивший меня Ангел: «Смотри, как они начали трепетать, увидев Честный Крест Господень!» Мы стояли на возвышенном месте, и видна была мне вся Вселенная, и слышны разговоры, и даже всех людей, наполнявших землю, я видел.

После сего услышал я многоголосный шум говоривших, и начало являться безчисленное множество Сил Небесных, Начала, Власти, Силы, Господства, Ангелы, Архангелы чинно и стройно великими полками начали сходить на место Судилища Христова. Видя это, я сильно ужасался и трепетал, но водивший меня Ангел ободрил меня, сказав: «Не бойся, но внимательно смотри и запоминай виденное. Это други мои и сослужащие у Престола Царя», — и отступил от меня страх.

Скоро послышались громкие трубные звуки и многочисленные раскаты грома и молнии, от чего сотряслась вся земля. Праведники, имеющие лица светлые — радовались и веселились. А имеющие мрачные лица ужасались и трепетали страхом.
И вот — Небесные великие Силы сходили с высоты небесной, и от них исходил чудный свет, как пламень огненный. Они сошли и чинно встали вкруг места, приготовленного для Праведного Судии. Красоту сияющих ликов не может описать никакой язык человеческий.

От видения их ум мой помрачился, и язык отказывался говорить. Праведники от Адама до последнего земнородного великою радостию возрадовались, ожидая праведного воздаяния от неизреченного милосердия Божия. А грешники, идолопоклонники, безбожники и богоотступники начали ужасаться и трепетать, как лист на осине.
В это время явилось светлое облако с молнией и, осенив Божественный Крест, долго оставалось на нем; как только оно поднялось туда же, откуда снизошло, вокруг Креста обвился чудный венец, красоты неописуемой, сияющий паче лучей солнечных.

Страшный же Престол Славы стоял не на земле, а на воздухе. И вот один полк Ангелов встал на восточной стороне, другой — на южной, третий — на западной и четвертый — на северной.

Представилось страшное и дивное зрелище. Воздух наполнился Силами Небесными, а земля — сынами рода человеческого. Потом колесница огненная спустилась с высоты небесной. Вокруг нее безчисленное множество шестокрылатых Херувимов и многоочитых Серафимов, громогласно, торжественно и победоносно взывающих: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея».

И вот все Силы Небесные воскликнули: «Благослови, Отче Вседержителю... Благословен Грядый во Имя Господне, Господь Иисус Христос Единородный Сын Божий, Слово Соприсносущное Отцу».

Комментариев нет:

Отправить комментарий