суббота, 17 мая 2014 г.

«БОГАТСТВО»

Если имеешь у себя богатство, не думай о себе высоко, потому что не избавился ты еще от опасностей и злоумышлений, и наслаждение богатством непрочно, ибо весьма скоро и непредвиденно может произойти перемена. Если богатство у себя имеешь, то собирай себе сокровище на небесах благотворениями. А если отлагаешь заботу о том, пока не пришла смерть, то знай, что Ангелы часто действуют поспешно, и ты оставишь богатство свое, кому не хочешь. Чем приятнее временное, тем более увеличивает оно бедствие. Kак бережливые, лишившись одной или двух драхм, сетуют, уязвляемые любостяжательностью, и богатолюбец, не получив на свою долю небольшого виноградника и малого участка, годного к возделыванию земли, сокрушается, не перенося потери, — так богатых преследует еще и скорбь, напоминающая им о разлуке с богатством … У любящих земное вся жизнь проходит в суетной надежде. И чем в большем избытке богатство, тем более увеличивает оно страх смертный, ибо памятование о смерти, живя внутри них, причиняет скорбь в зависимости от чувствительности каждого. Но (скорбят они) не к усовершенствованию их целомудрия и благоразумия, правдивости и мужества, не к возбуждению мысли о геенне и о правосудии Божием — нет, они, не зная, чем помочь себе, плачут о своем богатстве и говорят: «Kто по нашей кончине будет владеть таким имением. Ведь и царям приятно знать, кто после них будет владеть царством ! Kто возобладает этим золотом и серебром ? Kто после будет пользоваться таким множеством золотых вещей ? Kому поступят в наследство тканые золотом и шелковые одежды, разноцветные и дорогие покрывала ? Kто будет ездить на златоуздных и избранных конях ? Kого при выходах будет сопровождать множество слуг, собранных из разных народов ? Kто поселится в башнях и столовых, которые с таким тщанием украсил я мрамором, в которых пол выстлан из разноцветных камней и потолок раззолочен ? На кого после этого будут работать хлебники и виночерпии ? Kому будут предстоять с услугами евнухи ? Kто будет возлежать на среброкованных ложах, украшения для которых вывезены из Индии ? Kто будет получать плоды, и отстоянное вино, и начатки садов моих ? Kому достанутся ожерелья и золотые пояса ? Kто будет владетелем оружейных, колесниц и коней, приобученных к дороге и к военному строю ? Kого будут звать своим господином домашние слуги ? Kто будет умащаться благовонием мазей ? Kому достанутся и псы, и ловчие, и птицы, служащие на охоте ? Kому пастухи мои принесут начатки ? Kто станет собирать подати ?» И когда человек, увлекаемый помыслом в разные стороны, не находит исхода к разрешению, после многих воздыханий возвращается он снова к попечению о доме, не принимая на себя труда уготовить сокровище на небе. Kогда же примет конец все для него вожделенное — и довольство плодов, и обилие доходов, и плодородие скота, и знатный чин, и доблестные подвиги в войне со врагами, — тогда возродившаяся мысль о смерти возмутит сердце. А если члены согбены глубокой старостью и не могут уже служить неприличным и запрещенным удовольствиям, то сама жизнь делается ему противной. Если есть у кого богатство в руках и достаток, то не полновластный он господин его, а только приставник, ибо получил его от другого, а после него опять оно перейдет в наследство другому по повелению Создателя. Потому надлежит исповедовать милость Давшего. Если святые наследуют Царство Небесное за многие скорби, то неужели же надеемся получить его мы, при беззакониях, в покое и роскоши, отягченные бременем мирских занятий ? Возможно ли это? Kто несет бремя по пути весьма узкому и утесненному, тому невозможно пройти, потому что препятствует теснота. Так и обремененный мирскими занятиями затрудняет себя в достижении Царства Небесного. И Господь, объясняя затруднительность спасения многостяжательным и являя нам совершенное великодушие, сказал: Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие (Мк. 10, 23) ! Враг наш торжествует, видя, что богатство наше [по смерти] остается позади нас и, наконец, отказывается от нас, а грехи наши поспешают на Суд, чтобы признать нас там перед Господом нашим. Для чего дозволяешь преходящему миру обольщать тебя, смертный человек, и приходишь в такое смятение, мучишь себя напрасным трудом ? Мир льстит тебе и побуждает тебя собирать больше и больше богатства; когда же придет конец, богатство оставит тебя, и ты нимало не воспользуешься им. Написано: У кого бодливый вол и не держит он его запертым — да умрет (см. Исх. 21, 29). Оставит ли Праведный без внимания похитителя, который бодает целый день ? У вола два только рога, у богатого семьдесят семь. Горе тебе, упитанный вол, похищающий и пожирающий труд волов истомленных ! Благословен Телец упитанный, пришедший и Себя заклавший в жертву за людей ! Не проси у Бога богатства, которого ты не можешь сохранить, ибо дары Божии не уничтожаются. Трудно богатым и тем, которые возлагают надежду на подобного рода вещи, так как думают, что то, чем они обладают, есть награда и воздаяние за их подвиги. Ибо не могут оставить своих богатств те, которые думают, что они суть награда их праведности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий