Если имеешь у себя богатство, не думай о себе высоко, потому что не
избавился ты еще от опасностей и злоумышлений, и наслаждение богатством
непрочно, ибо весьма скоро и непредвиденно может произойти перемена.
Если богатство у себя имеешь, то собирай себе сокровище на небесах
благотворениями. А если отлагаешь заботу о том, пока не
пришла смерть, то знай, что Ангелы часто действуют поспешно, и ты
оставишь богатство свое, кому не хочешь. Чем приятнее временное, тем
более увеличивает оно бедствие. Kак бережливые, лишившись одной или двух
драхм, сетуют, уязвляемые любостяжательностью, и богатолюбец, не
получив на свою долю небольшого виноградника и малого участка, годного к
возделыванию земли, сокрушается, не перенося потери, — так богатых
преследует еще и скорбь, напоминающая им о разлуке с богатством … У
любящих земное вся жизнь проходит в суетной надежде. И чем в большем
избытке богатство, тем более увеличивает оно страх смертный, ибо
памятование о смерти, живя внутри них, причиняет скорбь в зависимости от
чувствительности каждого. Но (скорбят они) не к усовершенствованию их
целомудрия и благоразумия, правдивости и мужества, не к возбуждению
мысли о геенне и о правосудии Божием — нет, они, не зная, чем помочь
себе, плачут о своем богатстве и говорят: «Kто по нашей кончине будет
владеть таким имением. Ведь и царям приятно знать, кто после них будет
владеть царством ! Kто возобладает этим золотом и серебром ? Kто после
будет пользоваться таким множеством золотых вещей ? Kому поступят в
наследство тканые золотом и шелковые одежды, разноцветные и дорогие
покрывала ? Kто будет ездить на златоуздных и избранных конях ? Kого при
выходах будет сопровождать множество слуг, собранных из разных народов ?
Kто поселится в башнях и столовых, которые с таким тщанием украсил я
мрамором, в которых пол выстлан из разноцветных камней и потолок
раззолочен ? На кого после этого будут работать хлебники и виночерпии ?
Kому будут предстоять с услугами евнухи ? Kто будет возлежать на
среброкованных ложах, украшения для которых вывезены из Индии ? Kто
будет получать плоды, и отстоянное вино, и начатки садов моих ? Kому
достанутся ожерелья и золотые пояса ? Kто будет владетелем оружейных,
колесниц и коней, приобученных к дороге и к военному строю ? Kого будут
звать своим господином домашние слуги ? Kто будет умащаться благовонием
мазей ? Kому достанутся и псы, и ловчие, и птицы, служащие на охоте ?
Kому пастухи мои принесут начатки ? Kто станет собирать подати ?» И
когда человек, увлекаемый помыслом в разные стороны, не находит исхода к
разрешению, после многих воздыханий возвращается он снова к попечению о
доме, не принимая на себя труда уготовить сокровище на небе. Kогда же
примет конец все для него вожделенное — и довольство плодов, и обилие
доходов, и плодородие скота, и знатный чин, и доблестные подвиги в войне
со врагами, — тогда возродившаяся мысль о смерти возмутит сердце. А
если члены согбены глубокой старостью и не могут уже служить неприличным
и запрещенным удовольствиям, то сама жизнь делается ему противной. Если
есть у кого богатство в руках и достаток, то не полновластный он
господин его, а только приставник, ибо получил его от другого, а после
него опять оно перейдет в наследство другому по повелению Создателя.
Потому надлежит исповедовать милость Давшего. Если святые наследуют
Царство Небесное за многие скорби, то неужели же надеемся получить его
мы, при беззакониях, в покое и роскоши, отягченные бременем мирских
занятий ? Возможно ли это? Kто несет бремя по пути весьма узкому и
утесненному, тому невозможно пройти, потому что препятствует теснота.
Так и обремененный мирскими занятиями затрудняет себя в достижении
Царства Небесного. И Господь, объясняя затруднительность спасения
многостяжательным и являя нам совершенное великодушие, сказал: Как
трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие (Мк. 10, 23) ! Враг наш
торжествует, видя, что богатство наше [по смерти] остается позади нас
и, наконец, отказывается от нас, а грехи наши поспешают на Суд, чтобы
признать нас там перед Господом нашим. Для чего дозволяешь преходящему
миру обольщать тебя, смертный человек, и приходишь в такое смятение,
мучишь себя напрасным трудом ? Мир льстит тебе и побуждает тебя собирать
больше и больше богатства; когда же придет конец, богатство оставит
тебя, и ты нимало не воспользуешься им. Написано: У кого бодливый вол и
не держит он его запертым — да умрет (см. Исх. 21, 29). Оставит ли
Праведный без внимания похитителя, который бодает целый день ? У вола
два только рога, у богатого семьдесят семь. Горе тебе, упитанный вол,
похищающий и пожирающий труд волов истомленных ! Благословен Телец
упитанный, пришедший и Себя заклавший в жертву за людей ! Не проси у
Бога богатства, которого ты не можешь сохранить, ибо дары Божии не
уничтожаются. Трудно богатым и тем, которые возлагают надежду на
подобного рода вещи, так как думают, что то, чем они обладают, есть
награда и воздаяние за их подвиги. Ибо не могут оставить своих богатств
те, которые думают, что они суть награда их праведности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий